28, Февраль 2018

Цифра — двигатель торговли

Традиционные магазины все больше товаров реализуют через интернет, а онлайн-ретейлеры открывают физические точки. Развитие всех каналов продаж обеспечивают цифровые технологии.

Розничная торговля— третья после производства ифинансового сектора отрасль попотенциалу цифровизации бизнеса, отмечают аналитики американской Cisco (исследование 2016 года Where toBegin Your Journey toDigital Value inthe Private Sector 2015–2024). Доход, который втечение ближайших десяти лет принесет ретейлерам внедрение цифровых решений, оценивается в$2,8 трлн.

Магазины будущего

Ретейл одним изпервых претерпел серьезные изменения врезультате массовой цифровизации потребления ибизнеса: появилась динамично набирающая обороты подотрасль— электронная торговля. Порасчетам российской компании Softline, темпы роста мирового цифрового ретейла вближайшие шесть лет более чем вдвое опередят показатели традиционного сектора офлайн-торговли. Объем рынка цифрового ретейла в2018-м достигнет $3,2 трлн иувеличится к2024 году до$8,7 трлн, рынок традиционного ретейла— $19,6 трлн и$23,1 трлн соответственно.

Когда в1995 году компания Amazon начала продавать книги винтернете, представители отрасли забили тревогу, вспоминают авторы исследования 2017 Retail Industry Trends изPricewaterhouseCoopers (PwC) — самые пессимистичные эксперты предрекали полную смерть традиционным магазинам. Однако недавно крупнейший интернет-ретейлер (выручка в2016 году— $136 млрд; третья компания мира покапитализации) запустил Amazon Go— офлайн-магазин нового формата: вполки встроены датчики компьютерного зрения, которые распознают все манипуляции стоваром, покупки фиксируются ввиртуальной корзине, аих стоимость автоматически списывается сосчета покупателя.

Физические точки продаж, несмотря напопулярность онлайн-магазинов, по-прежнему актуальны, отмечает руководитель департамента развития облачной платформы Microsoft вРоссии Татьяна Делягина. 67% представителей поколения Z(родившиеся после 1995 года) совершают покупки офлайн. Восемь издесяти покупателей любят офлайн-шопинг— для них это развлечение, социализация ивозможность получить покупку немедленно, отмечается висследовании рынка Changing the Retail Labor Model for aNew Retail Environment (2016) американскойEKN.

Очевидно, что вретейле правит омниканальность. Потребители, которые делают покупки сиспользованием разных платформ— вонлайне, через мобильные устройства ипосещая «физический» магазин, тратят вдва раза большетех, кто ходит только вмагазин, пишут висследовании «Глобальные силы розничной торговли— 2018» аналитики международной консалтинговой компании Deloitte. Одним изосновных трендов 2017 года стал выход цифровых гигантов вофлайн иактивная диджитализация традиционных ретейлеров. Помимо Amazon физические торговые площадки открыли крупные американские интернет-магазины одежды Athleta, Bonobos иBoston Proper.

Поданным Deloitte, в2017 году на30% выросли интернет-продажи продуктов питания. Лидерами вцифровизации бакалеи стали Китай (плюс 52%), Южная Корея (41%), Великобритания (8%), Франция (7%), Япония иСША (5% для обеих стран).

Традиционные игроки непросто реагируют натренды, диктуемые онлайн-площадками, нои сами запускают волну цифровых новаций. Развитие электронной коммерции— стратегическое направление для крупнейшего вмире традиционного ретейлера WalMart, атакже для Metro Group Future Store. Итальянский Coop, например, оснастил один изсвоих новых супермаркетов датчиками движения иинтерактивными дисплеями, демонстрирующими покупателям подробную информацию опродукте, который ондержит вруках. Система набазе облачных технологий иинтернета вещей (IoT) позволяет ретейлеру оптимизировать поставки товаров.

Гонка технологий

Магазины стремительно «умнеют»— наторговых площадках, как наполигонах, реализовываются различные возможности технологийIoT. Полезные для повышения продаж данные передают датчики иRFID-метки, видеокамеры иWi-Fi трекинговые системы, атакже мобильные устройства самих покупателей.

«Еще недавно магазин мог опознать клиента, только пропустив через кассу его магнитную карту лояльности, атеперь это может быть сделано автоматически благодаря считыванию меток сего сотового телефона, RFID-чипа вкарте покупателя или даже благодаря распознаванию лиц»,— говорит менеджер консультационной практики вобласти стратегии иоперационной эффективности PwC Денис Черноокий. Это позволяет вовремя сделать клиенту персонифицированное предложение иснижает затраты наперсонал благодаря автоматизации покупки.

Вборьбе запокупателя, пословам Дениса Черноокого, компании спомощью 3D-видеосчетчиков ведут детализированный подсчет посетителей магазинов. Это позволяет определить, сколько покупателей заинтересовались товаром, ихвозраст,пол, насколько они задержались возле полки.

Более половины ретейлеров изразных стран, опрошенных американской Retail Systems Research (RSR), считают, что внедрение технологий IoT кардинально изменит ихуровень дохода изначительно повысит конкурентоспособность вближайшие три года. Почти две трети (65%) розничных организаций вСША иЕвропе расширяют область применения, модернизируют или планируют внедрять решения набазе интернета вещей.

К2019 году 30% крупнейших мировых ретейлеров будут активно участвовать вdigital-трансформациях, увеличивая конверсию до30% инаращивая доход, прогнозирует международная IDC (исследование Retail Insights). К2021 году игроки, которые используют искусственный интеллект иIoT, повысят показатели удовлетворенности клиентов до20%, производительности— на15%, оборота— на25%. Рынок технологий для отрасли через шестьлет, попрогнозам Cisco, превысит $1 трлн. Согласно прогнозам американской Grand View Research, к2025 году объем рынка IoT врозничной торговле превысит $94 млрд. Основные стимулы— удешевление трафика истоимости устройств, атакже растущая популярность смартфонов вовсем мире.

Технологии обеспечивают нетолько лояльность покупателей, нои точность ведения бизнеса, отмечает Татьяна Делягина: «Ретейл предполагает наличие цепи поставок ипродаж сбольшим количеством включенных единиц иэлементов. Интернет вещей способен настроить ибезошибочно исполнять доставку отсклада дополки, считать эффективность продаж имаркетинговых активностей, оптимально управлять закупками».

Спомощью IoT магазины отслеживают грузы, автоматизируют наполнение паллет истеллажей наскладе, отслеживают работу холодильного оборудования.

Однако стоимость таких проектов пока достаточно высокая. Кроме того, нет полной уверенности вбезопасности подобных систем откибератак. Снижение стоимости вычислительных мощностей ипередачи данных, атакже развитие облачных технологий ирост количества подключенных устройств будут способствовать удешевлению ираспространению IoT-решений, уверены вMicrosoft.

Российские перспективы

ВРоссии сегмент электронной торговли развивается достаточно динамично. Наего долю приходится 36% объема цифровой экономики страны. Поданным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка интернет-торговли впервом полугодии 2017-го вырос на22% посравнению саналогичным периодом 2016 года исоставил 498 млрдруб. Поитогам 2017 года, согласно подсчетам АКИТ, онпревысит1,1 трлнруб. Однако существенную долю составляет трансграничная торговля: порезультатам 2017 года еедоля составит 37%, аобъем— 420 млрдруб. 90% покупок виностранных интернет-магазинах приходится наКитай.

Всписок «единорогов» (около 200 частных технологических компаний скапитализацией свыше $1 млрд) входит лишь один российский интернет-ретейлер— сайт частных объявлений Avito. Изкомпаний, бизнес которых оценивается в$500 млн ивыше, российская тоже только одна— Ozon.

УOzon.ru нет планов развития IoT-решений наближайшийгод, рассказал РБК+ ИТ-директор компании Александр Алехин. Вообще вРоссии, поего словам, пока востребованы только отдельные проекты— например, инновационные решения типа dash button (устройство, позволяющее заказать товар одним нажатием, подключается кдомашней Wi-Fi сети инастраивается спомощью специального приложения насмартфоне), системы мониторинга транспортной логистики иусловий хранения вконтейнерах при доставкееды.

Отечественные игроки нев полной мере используют существующий потенциал рынка, отмечают аналитики международной компании McKinsey вдокладе «Цифровая Россия: новая реальность» (2017). Внедрение инноваций ив традиционном сегменте отрасли идет непросто. Переход нановые технологии стимулируется государством. Настоящим событием для отрасли стало повсеместное внедрение в2017 году онлайн-касс.

Правда, внедрение новой техники необошлось без технического сбоя— накануне праздников вдекабре прошлого года кассы массово перестали работать, врезультате чего порядка 9% участников рынка лишились дневной прибыли в2,5 млрдруб.

Упорядочение правил таможенного оформления экспресс-посылок, введение НДС для зарубежных магазинов, реализующих цифровой контент, ирегистрация крупнейших иностранных интернет-магазинов вкачестве налоговых агентов вРоссии— меры, которые предоставляют российским интернет-компаниям прекрасный шанс получить максимальные выгоды, считают вMcKinsey.

«Вся электронная коммерция вРоссии— меньше 1% всей розничной торговли. ВКитае так обстояли дела 12лет назад. Издесь тоже кроется огромная возможность»— так охарактеризовал ситуацию нароссийском рынке соучредитель иисполнительный председатель совета директоров компании Alibaba Group Джек Мав своей лекции вМГУ.

Источник